Здесь-то и расходятся пути писателя и автора бестселлера: писатель ведет читателя за собой, завоевывает его внимание, раскрывая свой неповторимый мир, внушая свои ценности, а коммерческий автор, производитель бестселлеров не может позволить себе творческой свободы - он должен идти на поводу у читательских запросов. То есть, чтоб получать большие гонорары, писатель должен Пегаса своего не впереди читательской телеги запрягать, а сзади. Писательское же место здесь - третье, последнее.
В английском оригинале Цукермана наравне с "бестселлером" задействован еще один термин, которому не нашлось пока русского соответствия - Blockbuster: некий продукт, скомпонованный из готовых кусков, почти коллаж или компиляция. Автор "блокбастера" не придумывает своих чудес, он лишь повторяет любимые публикой трюки, работая с уже зарекомендовавшими себя сюжетными ходами и персонажами классических произведений. Например, читатель любит "Войну и мир" или "Ревизора", и хотя сам текст вроде уже читал-знает, он не упустит случая посмотреть новую постановку или экранизацию, порадоваться повторению и узнаванию любимых подробностей. Да, "Войну и мир" можно продать лишь однажды, но тот, кто за книжкой отдыхает, охотно будет покупать каждый новый роман, составленный из знакомых блоков, и читать пересказ старой сказки на очередной лад.
Впрочем, это некий абстрактный читатель. Раскрывая детали своего метода, Цукерман использует в качестве примеров и иллюстраций не наиболее ударные места из множества бестселлеров (собственных или тех, в производстве которых он принимал участие как редактор и литагент), а классические образцы, понимая, что никто из его предполагаемой аудитории - а это писатели, люди с обостренным нюхом на хорошую литературу, - бестселлеров этих не знает и не читал.
Самая раскупаемая книга совершенно не обязана быть самой читаемой, а та, которую можно читать дважды, и вовсе не подаст ей руки. Заключительная глава книги посвящена редактуре, поиску издательства, проведению рекламной кампании, то есть той технической суете, что обеспечивает распространение тиража. Вся работа по шлифовке текста делается лишь затем, чтобы писателю не стыдно было проталкивать собственное произведение. Главное, он, писатель, должен сам позаботиться о положительных отзывах на свою книгу, и тогда ближе к Рождеству, когда все станут покупать подарки, у него появится долгожданный шанс. Теперь уже ни для кого не секрет, что скандально крупные гонорары платят совсем не за качество проектируемых книг, но пусть писатели наши будут возвышенными идеалистами, пусть они многократно совершенствуют планы задуманных произведений. И, глядишь, когда у нас появятся издательства, готовые выдавать многонулевые суммы, для них будет подготовлен богатый выбор истинно художественных произведений.
Вернуться в раздел "Книги"
Сайт управляется системой
uCoz