Испытание Афанасия Строкина (отзыв)
Форма
Сразу возьмём начало:
«Метель. Снег несёт в лицо. Впрочем это не так уж и страшно, даже интересно, хоть какое-то разнообразие. Проклятый город, ненавистные кривые улочки. С какой бы радостью он выбрался отсюда, но кто может изменить человека, мы такие какие есть.»
Что несёт в лицо снег? Хлеб с солью? Лёгкая правка и начало выглядит иначе:
«Метель. Ветер бьёт в лицо снегом так, что ресницы примерзают друг к другу и трудно открыть глаза, чтобы разглядеть путь. Впрочем, снега я не боюсь, а холода тем более. Сказочный Дед Мороз извлёк из глубин заплечного мешка тщательно скрываемую доброту и принёс хоть какое-то разнообразие в этот проклятый город. Эх, чего бы я отдал, чтобы только выбраться из этих кривых улочек, из-под гнёта кривых домишек, ненавидяще глядящих на меня слепыми бельмами заиндивевших окон.»
Начало должно по возможности чем-то цеплять читателя. Это необязательно, но желательно. Кроме того, конечно же, начало должно быть вычитано и выглажено по максимуму. Также как и концовка, кстати.
Для примера:
«Глухие монолиты высотных домов, изъявленные оспинами темных окон, угрюмо наблюдали за летящим по ночным улицам мотоциклом. Рев мотора то приближался, грохоча накатами штормового прибоя, то вновь уносился в соседний квартал мягким шепотом перестука цилиндров.
Байкер уже около получаса колесил по городу. Бьющий в лицо ветер трепал полоски кожи нашитые на куртке. Непроницаемо черный углепластовый шлем рассыпал блики отраженных неоновых реклам.
Наконец, тускло блеснув хромом, мотоцикл остановился в черном пятне между двумя фонарями».
Качественно? Интересно? Хочется знать, что будет дальше?
Начало и финал, это то, с чем встречается читатель и, что провожает, дочитав произведение. Поэтому рекомендую получше расписывать (и вычитывать) начало и концовку.
Много ошибок. Причём ошибок откровенно детских, вроде «прийду». Такое даже Word выделяет без проблем.
Очень и очень неудачная стилистика, типичная для начинающих авторов. Очень «детская», уровня школьного сочинения и отличается попыткой вложить в одно предложение максимум смысла. Например:
«Человек в сером подошёл к средних лет мужчине, который видимо чувствовал себя неуверенно, ещё бы, если он попал сюда значит все его мечты и надежды потеряны»
Лёгкая правка:
«Человек в сером одеянии подошёл к мужчине средних лет, который потерянно стоял у засохшего дерева. Печально опущенные плечи демонстрировали крайнюю неуверенность мужчины. Ещё бы, если он попал сюда, значит все его мечты и надежды утрачены навсегда»
Не буду подробно расписывать все ошибки, поскольку они по большей части аналогичны приведённому примеру. В качестве рекомендации могу посоветовать хотя бы первое время при написании рассказов просто копировать стиль любимого автора - будь то Перумов или Толкиен, не важно. Со временем Вы научитесь самостоятельно строить предложения правильно и можно будет вырабатывать свой персональный стиль.
Содержание
Тема хоть и использована в рассказе, но следует отметить, что с таким же успехом Афанасий мог оставаться штатским. Его «военная сущность» в рассказе практически никак себя не проявила.
Идея довольно интересна, хоть и являет собой смесь сюрреализма с фантастикой. От сюра здесь город несбывшихся надежд, а от фантастики телепатия. Вообще, смесь довольно интересная и потенциально богатая. Жаль, что Вам не удалось использовать весь её потенциал. Надеюсь, с ростом мастерства у Вас будут получаться такие же интересные смешанные вещи, но качеством на несколько порядков выше.
Также, потенциально интересный мир раскрыт слабо. Можно было бы куда больше сказать о городе, о дворце. Как вообще возник этот город, откуда взялся? Да и сущность населения этого мира стоило бы раскрыть пошире.
Персонажи рассказа - от Афанасия и короля, до самых проходных - практически никак не раскрыты. Более-менее походят на личность только Афанасий да король. Но и те не являются полностью живыми личностями, которым сопереживаешь или вообще к которым чувствуешь что-либо.
Вообще впечатление от рассказа двоякое. По стилистике и языку он откровенно плох, а идея неудачно раскрыта. Да и финал подкачал - что же случилось с Афанасием после выстрела?
Вместе с тем, есть в сюжете определённый интерес, который при других условиях вполне мог бы привлечь читателя. В общем, цитируя Цоя, скажу так: есть у Вас место для шага вперёд. Учитесь и дерзайте.
(с)Тень, 2005-2006
|