Регистрация авторского права - нужно ли?
Многих авторов (особенно начинающих) беспокоит возможность кражи и опубликования их произведений под чужим именем. Соответственнно, они задаются вопросом о какой-либо регистрации своего произведения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗ "Об авторском праве и смежных правах", "авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания.
Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей".
Т.е. в идеале, как только у вас в ПК появился фрагмент (даже фрагмент!) текста, вы автоматически стали автором, и у вас появились определенные права.
Но, спросите вы, зачем же тогда говорят о необходимости регистрации?
Дело в возможном нарушении ваших прав. Ведь тогда вам необходимо будет доказать три вещи:
- что написанное произведение ваше;
- что использовано третьим лицом именно ваше произведение;
- что ваше произведение использовано незаконно.
Рассмотрим подробнее.
1. Кто автор?
Итак, случилось нехорошее и вы обнаружили своё произведение под чужим именем.
Здесь вам необходимо будет доказать, что это произведение написано именно вами и раньше, чем произведение вора. В качестве доказательств можно будет даже использовать показания свидетелей, но стоит при этом помнить, что показания родных и близких cудом принимаются с оговоркой в силу их предвзятости. К тому же стоит припомнить старый юридический анекдот о том, что "на двух ваших свидетелей я найду трёх своих". Поэтому лучше всего заранее обзавестись документальным подтверждением авторства.
В качестве таковых могут использоваться два основных способа:
1. Обнародование произведения.
Согласно статьи 4 вышеупомянутого Закона: "Обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным образом"
Если ваше произведение опубликовано в бумажном виде, то с доказыванием не будет особых проблем - вот книга (журнал), вот дата подписания в печать, вот произведение и имя автора. Dura lex sed lex* и вор удаляется горько плача (а его ведь можно ещё и к ответственности привлечь за кражу, но об этом как-нибудь потом).
Если произведение было опубликовано в Интернете, здесь ситуация сложнее.
Первоначальное размещение в Интернет произведения самим автором или с его разрешения безусловно является обнародованием, и теоретически разницы между публикацией оффлайн и онлайн нет никакой. Но практика гораздо сложней теории.
Разница в том, что публикацию в Интернете доказать несколько сложнее. Книга (журнал) это, скажем так, вещь, которую можно потрогать, "помацать", и где всё написано отчетливо читаемым шрифтом (дата, автор и т.п.). А вот с Интернетом и способами заверения онлайн-публикации большинство судей знакомы не слишком хорошо. К тому же не так просто найти нотариуса, умеющего и согласного заверить подлинность распечатки и web-страницы. Да и недёшево это (см., например, здесь).
Когда произведение было опубликовано на каком-нибудь бесплатном ресурсе (вроде Самиздата Мошкова), то можно получить у владельца ресурса данные о времени (дате) размещения вашего произведения.
А вот если текст был выложен на вашем сайте и неоднократно рдактировался (в том числе после опубликования вашего произведения вором под его именем), тут могут возникнуть проблемы, так как провайдер может подтвердить дату последнего обращения к файлу, которое может быть позже публикации вора.
2. Отправка рукописи самому себе заказным письмом.
Способ позиционируется как весьма надёжный, но мне не встречались ссылки на апеллирование к такому способу в суде, и лично у меня он вызывает долю сомнения. В конце концов, если вор, что называется, "упрётся рогом", вам вдобавок ко всему придётся доказывать, что вы не отпаривали конверт над кипящим чайником и не копировали почтовый штемпель свежесваренным яйцом.
Возможно это паранойя, но, ИМХО, более надёжным способом является заверение прошитой рукописи у нотариуса. Обойдётся это не в самую большую сумму (<500 руб.), но у вас на руках будет действительно Документ, т.к. подпись и печать нотариуса много весомее штемпеля и непонятных закорючек неизвестного работника почтового отделения. К тому же будет гарантия, что ваше заказное письмо не потеряется безвозвратно (а такое вполне возможно).
Есть и другие варианты подтверждения авторства, например, регистрация в РАО (Российское Авторское Общество), но в принципе, для доказательства авторского права (точнее того, что в определённый момент времени у вас на руках было такое-то произведение) вполне годится заказное письмо. К тому же финансовые затараты на заказное письмо будут ниже всего, а эффект от наличия этого письма будет не намного ниже эффекта от наличия красивого (и дорогого) свидетельства РАО.
Ещё раз повторю, что все вышеперечисленные способы не доказывают ваше авторство, а лишь подтверждают его, вернее даже подтверждают то, что в определённый момент времени у вас на руках было такое-то произведение.
Также, не забывайте ставить на ваших произведениях знак охраны авторского права (в просторечии "копирайт"). Знак этот состоит из трех элементов:
- значок - буква "С" (copyright) в круге - ©
- имя (наименование, псевдоним) автора или обладателя авторских прав по договору (это, например, издательство);
- год первого опубликования произведения.
Пример знака охраны авторского права вы можете увидеть в конце данной статьи. В полном виде выглядит он так - © Тень, 2006. Иногда в Интернете значок © изображается как буква "с" в скобках вот так - (с). Пример можно посмотреть в конце этой страницы. Код значка © выглядит так - © или так ©
Автор (или обладатель исключительных авторских прав по договору) не обязан размещать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права - это его право и отсутствие "копирайта" не означает отсутствия автора или того, что данное произведение (его элементы) можно свободно использовать. Но употребление "копирайта" может в будущем избавить вас от некоторых хлопот, а сложности в расстановке "копирайтов" нет никакой.
2. Чьё произведение?
В спорах, связанных с незаконным использованием произведения (особенно в Интернете), самым сложным является доказывание факта использования именно вашего произведения.
Основных сложностей здесь две:
1. Произведение было опубликовано в Интернете под чужим именем, а после убрано.
Если вы добивались именно удаления произведения с сайта и не слишком заинтересованы в извинениях вора, то такой результат должен вас устроить. Но если вы желаете привлечь вора к ответственности, то тут может помочь только распечатанная и заверенная нотариусом web-страница (о сложностях см. выше). Как вариант - та же распечатанная и заверенная web-страница, сохранённая в кэше поисковиков - Yandex, Google, Rambler.
Но тут тоже имеются сложности. Первая связана с доказыванием. Я, например, не уверен, что из наших судей Приморского края хотя бы 10% знают о том, что такое кэш web-страниц. Это означает необходимость привлечения технических специалистов - экспертов. Кроме того, роботы поисковиков "обходят дозором" сайты с некоторым запозданием, так что довольно свежее произведение может и не попасть в кэш.
Помимо этого, здесь имеется сложность, связанная с доказательством вины того, под чьим именем опубликовано ваше произведение. Во-первых, не исключено, что такую "шутку" с ним сыграл какой-то недруг. Во-вторых, иногда просто невозможно найти виновного (см., например, решение суда по иску ряда авторов к ООО "ИК "Некстер").
2. В опубликованном произведении использованы лишь фрагменты из вашего произведения.
А если такие фрагменты ещё и "творчески переработаны", то доказать плагиат очень сложно (многие, наверное, помнят долгие разбирательства владельцев (или держателей) прав Роулинг на Гарри Поттера с создателями всевозможных Харри Проглоттеров и Тань Гроттер).
Здесь какие-то определённые советы дать сложно, так как во многом всё зависит от конкретной ситуации.
3. Законно или незаконно?
Этот пункт связан со сложностью № 2 из пункта выше. Здесь требуется доказать, что использование было осуществлено в нарушение закона (или договора), которые предусматривают (и, если речь о договоре, могут предусматривать) ряд случаев использования произведения без согласия автора.
Вообще, тут могут быть как случаи прямой кражи текста без его переработки, так и случаи плагиата** с переработкой текста. И если в первом случае доказать незаконность использования несложно, то отделить плагиат от пародии или авторской переработки оригинального текста (обратите внимание на второй обзац определения плагиата в сноске) - задача весьма нетривиальная.
Резюме.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что какая-либо регистрация вашего произведения не является необходимой. Если вы сможете доказать наличие второго и третьего пункта из вышеперечисленных, то доказать ваше авторство будет несложно. В крайнем случае, для подстраховки можно использовать следующие способы подтверждения того факта, что в указанный момент времени такое-то произведение находилось у вас в руках:
- заказное письмо самому себе (дёшево и вполне надёжно),
- заверение рукописи у нотариуса (чуть дороже и чуть более надёжно),
- регистрация в РАО (очень дорого и не надёжней двух вышеуказанных способов).
А вообще, правильно говорят, что лучший способ от кражи идеи - хранить в загашнике ещё сотни две лучших идей ;)
________________________________
*(лат.) закон суров, но он - закон.
**от лат. Plagio - похищаю. Плагиат - умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства. По законодательству РФ плагиат влечет уголовную ответственность.
Не считается плагиатом заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения.
© Тень, 2006
(с)Тень, 2005-2006
|