Надежда Агеева
Понятным сердцу языком
В наши дни все меньше и меньше людей интересуется критикой. Увы, большинство творцов этой стези не выдержали вторжения в свою сферу идола наживы, и теперь ушли пиарить проекты новомодных глянцевых журналов или же вообще махнули рукой на свою работу. Гонорары за критическую статью упали, журналы урезают количество полос, отведенные этому разделу, а читатели порой даже не глядят в сторону этих разделов.
Представьте, еще несколько десятков лет назад рецензировались почти все произведения, выходящие на свет. Людям было дело до всего, что творится вокруг них. Причем заметьте, кроме коротких рецензий, в номер помещалась как минимум одна, а то и две большие аналитические статьи. Первые полосы газет пестрели фельетонами. А теперь разговор о литературе заходит на двадцатых страницах периодических изданий. Мы не говорим в данном случае о специализированных изданиях, которые покупает узкий круг заинтересованных.
Есть ли у современной критики качество, полнота и точность? Отвечу сама: к сожалению нет! Большинство журналов давно уже не печатает качественную критику, которую делают профессионалы. И главные редактора волевым усилием не распределяют "критические" нагрузки на штат сотрудников издательства. Вместо этого редакции собирают критику, словно милостыню - кто что даст. Стоит только надеяться, что рецензент окажется добропорядочным и остроумным человеком.
Очень часто в гламурных глянцевых журналах мы можем увидеть опубликованную рецензию на только что вышедшую книжку, где обложка превышает по размеру саму рецензию.
С чем же связано столь плачевное состояние литературной критики?
"Литературы нет - есть только писатели, которых никто не читает", - выносит приговор Борис Эйхенбаум1 и в другом месте развивает ту же тему: "...русская литература не только потеряла своего прежнего читателя, но и лишилась всего прежнего почетного места"; критика в этой сложной ситуации "должна обращаться сейчас не столько к читателю, на которого подействовать трудно, сколько к писателю, который нуждается в серьезной оценке, доверии, помощи".
Мандельштам2 мечтал видеть критику в качестве "информатора общественного мнения" и "говорить понятным сердцу языком", а вместо этого еще в 90-х годах критики стали говорить о крахе идей, о гомосексуализме и глобальных катастрофах. Многие критики просто ударились в пессимизм относительно своего положения, многие ушли в бизнес. Критическая школа была просто разрушена.
Безусловно, нельзя говорить, что все критики попадают под одну гребенку. Не будем забывать Бугрова3, Халымбаджу4 и многих других, которые творили несмотря ни на что. Но кто видел их произведения? Москва, со своими пестрыми рекламными плакатами просто не замечала их деятельность.
Большинство людей настолько заняты своими мелкими страстями, что их не интересует ничего дальше собственного субъективного мира. Разве таким людям интересны рецензии и аналитические статьи на недавно вышедшие книги?
Стоит ли удивляться, что читатель просто забыл, как выглядит настоящая критика? Стоит ли удивляться, что литераторы просто забыли, как писать настоящую критику?
Надеюсь, что это статья все-таки сможет открыть некоторые секреты мастерства настоящего критика.
Рецензия
Самым распространенным и популярным жанром критики остается рецензия. Что же это такое и почему она так популярна? Рецензия - это критическая статья, содержащая краткий анализ и оценку научного или художественного произведения, спектакля, концерта. Вообще это слово появилось в конце 18 - начале 19 веков и произошло от латинского "recensio", что в переводе на русский язык означает "осмотр", "обследование". Представьте, что произведение - ваш пациент, а вы врач, проводящий ему диспансеризацию. Именно такой поверхностные осмотр выявляет, больно ли литературное творение или нет.
Рецензия должна включать в себя:
1. предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);
2. актуальность идеи литературного произведения
3. сравнительный анализ с другими аналогичными произведениями
4. общая оценка работы рецензентом;
5. недостатки, недочеты работы;
6. выводы рецензента
Популярность рецензии обусловлена краткостью ее формы. Читатель может получить какое-то впечатление о книге, не наиграно-восторженное, какое дает ему аннотация издателя, а отстраненно-субъективное.
Отзыв
Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации. Отзыв - самый распространенный вид критики, который можно найти на просторах сети Интернет. Самое главное в отзыве - выделить основную идею текста и написать, чем это идея отличается от всех остальных. Так сказать выделить практическую значимость идеи в современных реалиях.
Отзыв должен включать в себя:
1. Предмет анализа
2. Актуальность темы. (Помните, что актуальность темы не требует доказательств, не вызывает сомнений и должна быть вполне очевидна)
3. Формулировка основного тезиса. (Необходимо указать на центральный вопрос произведения, самую заметную идею творчества)
4. Краткое содержание работы. (В данном пункте, не надо пересказывать сюжетную линию. Надо дать общую оценку произведения. Рассказать в чем именно автор проявил умение и мастерство. В чем именно является заслуга автора. Какие новшества он ввел своей работой. В чем именно расширил представление читателя о центральной проблеме (см. основной тезис))
5. Недостатки, недочеты. (Следует отметить, в чем именно у вас возникли сомнения. Что бы вы могли отнести к недостаткам текста. Снижают ли уровень литературного произведения эти ошибки. Нужно ли эти недочеты выделять пожеланиями к дальнейшему развитию творчества автора. Или же они настолько критичны, что автору лучше выпить яду)
6. Выводы. (Здесь можно указать на оригинальность или вторичность идеи. Сделать выводы, касаемо новых этапов творчества автора)
Эссе
Если где-то увидите вдруг название критической статьи "Попытка написания эссе" или "Проба в жанре эссе", знайте, это абсолютно неправильный подход к данному направлению критики. Ведь французское слово "essai" в переводе на русский как раз и означает "попытка", "проба". "exagium" - существительное обозначает взвешивание. Эссе бывает как прозаическим, так и поэтическим критическим произведением небольшого объема, составленным в свободной композиции. Оно описывает частную тему и передает именно индивидуальные впечатления и соображения, связанные с тем или иным тезисом.
Как же понять основную примету эссе - свободную композицию? Все просто. Изложение текста подчинено только внутренней логике авторских размышлений, мотивов. Все связки между текстами носят ассоциативный характер. Психологи давно изучают проблему ассоциаций и выяснили, что ассоциативный ряд у каждого человека индивидуален и отражает субъективную логику. Отсюда вытекает особый синтаксис произведения. Авторы обычно используют неполные предложения, вопросительные и восклицательные конструкции. Пунктуация состоит из многоточий, которые приглашают читателя эссе к совместному размышлению с автором статьи.
Следует отметить, что эссе, в отличие от отзыва и рецензии могут быть не только литературно-критическими, посвящаться не только осмыслению и анализу авторского произведения будь то кинофильм, литературное произведение или спектакль. Очень часто можно встретить эссе публицистическое, философское, историко-биографическое или даже беллетристическое.
Такое произведение отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью автора. В таком тексте можно часто заметить, как автор беседует сам с собой. Использование разговорной лексики, индивидуальная импровизация - это главная особенность написания эссе.
Литературный портрет
Литературный портрет - один из самых сложных жанров критической литературы. Чтобы написать такую статью необходимо сделать художественно-образное описание, которое бы смогло отразить настроение, мгновенные впечатления от творчества художника, литератора или же режиссера, непосредственно воспринимаемое критиком. Это все равно, что написать картину только литературным языком. Сиюминутный образ, который должен вызвать у читателя настроение, сходное с тем, что возникло у критика, в момент восприятия произведения автора, будь-то игра актеров или чтение романа. Белинский5 писал о таком произведении: "...Нам должно возбудить в душах их (читателей) все те потрясения, вместе и мучительные, и сладостные, неуловимые и действительные, которыми восторгал и мучил нас по своей воле великий артист".
Литературный портрет пишется:
1. как биографический очерк (портрет-биография, портрет-некролог, юбилейный портрет);
2. как критико-биографический очерк;
3. очерк творчества;
4. собственно портрет, передающий общее впечатление от творчества того или иного творца.
В литературном портрете можно рассказывать о социально-исторической действительности, будь то политическая или духовная жизнь автора, социальная и классовая характеристика мировоззрения литератора или художника, хронология и биографические материалы жизни создателя произведения, индивидуальные нравственно-психологические устои творца. Конечно, нужно не забыть указать значение творчества автора для современников и для последующих поколений.
Аннотация
Чаще всего к такому жанру критической литературы приходится обращаться работникам издательств. Аннотация - это второе, что читатель видит, взяв книгу в руки в книжном магазине. Первое конечно - обложка. Обычно аннотацию печатают на обороте титульного листа, на клапане суперобложки или же на задней стороне обложки. Аннотация - это краткое, обобщенное описание книги или статьи, раскрывающее ее содержание и назначение. Чаще всего аннотация состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги или статьи, а во второй части перечисляются основные положения.
Синопсис
Синопсис необходим любому автору при подаче своей рукописи редактору. В целом он служит для упрощения его работы. "По одежке встречают, по уму провожают" - так гласит народная мудрость. Тоже относится и к синопсису. В любом издательстве ваше литературное произведение, будь то сценарий или роман, встретят именно по синопсису.
Вообще, синопсис слово греческое, означающее сокращение или перечень. Это краткое изложение концепции произведения, его содержания, сути сюжетного повествования.
Стандартный синопсис это 10 000 символов с пробелами. Это примерно 2-3 страницы машинописного текста. Но при составлении синопсиса всегда лучше лишний раз обратиться к редактору и уточнить, что именно он хочет видеть. Иногда бывает, что издатель хочет видеть описание первых трех глав. Такое краткое содержание обычно называется заявка и пишется чаще всего к незаконченному произведению. Очень редко бывает, что издатель хочет развернутое краткое содержание вашего романа на 20 страниц.
Итак, перейдем к главному. Как же надо писать синопсис?
1. Синопсис всегда пишется в настоящем времени. Недопустимо писать, что герой книги в третьей главе добрался до города Бобруйск и порубил десять негритят. Правильнее написать: "герой, преодолевая мыслимые и немыслимые препятствия, движется в сторону города Бобруйск, чтобы безжалостно уничтожить банду из десяти негритят".
2. Не надо включать нюансы, описывать второстепенных героев и их дополнительные сюжетные линии. Необходим только основой сюжет. Чем проще и линейнее вы его напишите, тем лучше.
3. Не стоит рассказывать, как вы назвали тетю двоюродной сестры главного героя. Минимум имен, чтоб не загружать текст дополнительной, ненужной информацией. Желательно употребить максимум четыре имени, ну пять, если вам очень этого захочется
4. Обязательно, как ни обидно нужно написать финал произведения. Редактор также как и врач в загадках не нуждается. И отгадывать ребусы не будет.
5. Не забудьте указать, в каком именно жанре написано ваше произведение. Если редактору раздела фантастики попадет любовный роман, ему это не понравится. Лучше беречь и его и свои нервы. А если такое случится по ошибке и вы указали жанр произведения, то, скорее всего, ваш синопсис и контактные координаты передадут в другой отдел. Но не выдумывайте свои собственные жанры, типа мистико-фэнтезийный детектив. В издательском бизнесе все уже придумано до нас.
6. Не поленитесь и укажите несколько книг, или же серий, которые совсем недавно были выпущены в этом же издательстве, относящихся к тому же жанру, что и ваше произведение.
Краткое изложение концепции произведения, его содержания и сути сюжетного конфликта необходимо уметь делать таким образом, чтобы продать свою рукопись издательству.
Диатриба
Диатриба произошла от греческого слова "diatribe", что в переводе на русский означает беседа, но утратила первоначальный, дословный свой смысл. Начало этому критическому жанру положил Биона Борисфенита, который также считается основоположником мениппеи. Сейчас Диатрибой называют язвительную, желчную критику, которая основана на личности критикуемого автора.
Это особый, внутренний диалогизованный риторический жанр, который строится чаще всего в форме беседы с отсутствующим собеседником. Безусловно, это приводит к диалогизация самого процесса мышления автора такой статьи.
Очень часто ораторы, выступающие со сцены и критикующие своих оппонентов, зачитывают в зрительский зал именно диатрибы.
Мениппея
Наверное, один из самых интересных и самых древних жанров критической литературы. Свое название этот жанр получил от имени философа 3 века до н.э. Мениппа из Гадары, придавшего ему классическую форму. Причем сам термин, как обозначение определенного жанра, был впервые введен римским ученым 1 века до н.э. Варроном, который назвал свои сатиры "saturae menippeae". Но самый жанр возник гораздо раньше: первым представителем его был, может быть, еще Антисфен, ученик Сократа и один из авторов "сократических диалогов". Этот жанр мы можем проследить и в древнехристианских и византийских источниках.
Меннипей - это своего рода фантастическое произведение, где автор не просто рассказывает свое мнение на ту или другую идею, а докапываетесь до истины вместе с читателем. Это своего рода авантюра, в которую вы бросаетесь с головой. Тяжелый, но в тоже время интересный, захватывающий жанр. Оскард Уайлд был великолепным мастером именно этого жанра.
Как написать мениппей?
1. В отличие от других жанров в мениппее увеличивается удельный вес смехового элемента.
2. Если вы решили писать мениппей, то освободите текст от занудных мемуарно-исторических ограничений. Этот жанр полностью свободен от требований внешнего жизненного правдоподобия. Вы можете придумывать как сюжет, так и философию произведения самостоятельно.
3. Необходимым элементом для мениппеи, является создание провокационных ситуаций. Оно служит для поиска и испытания правды. Не бойтесь выпустить все свои фантазии и воплотить в таком произведении авантюры. Наоборот, мотивируйте их, оправдывайте, воплощайте в образе мудреца или искателя истины. Испытания вашего мудреца - это поиск вашей правды.
4. В таком произведении важно грамотно суметь сложить несовместимое: свободную фантазию, символику, даже мистико-религиозные элементы с крайним и грубым натурализмом. Ваш мудрец может зайти в бордель или же в воровской притон. Выдержат ли идеи мудреца такое испытание?
5. Меннипей - это жанр "последних вопросов". Вы должны испытать последние, крайние философские позиции. Вы должны дать читателю последние, решающие слова. Не бойтесь использовать сенкризу - сопоставление крайних, противоречащих философских мыслей.
6. Не забудьте наблюдать за действиями ваших героев с необычного ракурса. Подглядывать за подглядывающим.
7. Изображение ненормальных морально-психических образов, состояний ваших персонажей, является неотъемлемым приемом жанра.
8. В мениппею очень часто включают сюжеты социальной утопии, которые, чтобы соригинальничать, можно вводить в виде сновидений.
9. Если вы решили написать меннипей, то можете не боятся использовать практически любой жанр. Конечно, вставляя его в текст, а не используя его от начала до конца. Например, ораторские речи или же письма. Это усиливает многостильность и многотонность мениппеи.
Жанр мениппеи один из самых гибких и пластичных. Он обладает способность вбирать в себя родственные малые жанры и проникать в качестве составного элемента в другие большие жанры.
Очерк
Очерк - один из самых простых и линейных жанров критической литературы. Все фанты в очерке преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие героем или автором. Факт, выступает под личиной образа, он конкретен, линеен и построен исключительно на фактическом материале. Цель очерка - дать однозначное определение персонажей произведения, как бы раскрыть существо идеи.
Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда как в литературе - самый небольшой.
Очерки делятся на:
1.Описательные:
a. путевые;
b. событийные.
Описательные очерки отличаются линейностью повествования, четкой хронологией событий.
2. Сюжетные:
a. портретные;
b. проблемные.
В сюжетных очерках на центральный план выходит проблема произведения, т.е. его главная идея или персонаж.
Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может находиться "за кадром"; его повествование может быть просто "фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком".
Фельетон
Если вы хотите кого-то осмеять. То это жанр для вас. Фельетон - это произведение, пронизанное духом острой злободневной критики. Конечно, тут не обойтись без особых приемов изложения. Произведение обязательно должно быть живым, легким, отличаться образностью и наглядностью, юмор, ирония и насмешка - неотъемлемая часть этого жанра.
Французское слово фельетон в переводе на русский язык означает "листок".В 1800 году 27 января в журнал "Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие ее нормальному развитию.
В фельетоне главное осмеять кого-то, заметьте не вызвать смех, а именно осмеять, иногда вызвать презрение или гнев на ту или иную личность или произведение.
Виды фельетонов существует огромное количество: фельетон-статья, фельетон корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон - зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг (фельетон - жалоба, фельетон - заявление); драматические фельетоны (фельетон-пьеса, фельетон - скетч) и т.д.
Увы, в настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати. Но будем надеяться, что это лишь временно, и ситуация исправится.
Хроника
Хроника - факт без подробностей. Отличается краткостью и лаконичностью высказываемых автором мыслей. Отвечает на вопрос: Что? Где? Когда? Самый официальный и сухой вид статей. Имеет минимальный объем: от двух до двадцати предложений в целом.
На этом остановимся, пожалуй. Хотя стоит заметить, что это далеко не полный обзор. Существует еще масса литературных критических жанров совсем забытых нашими современными публицистами или же наоборот требующих более полного и досконального обзора. Но написать о каждом из них хотя бы несколько не представляется возможным в рамках одной статьи.
Надеюсь, что эта статья привлечет внимание молодых авторов к такому практически похороненному пласту литературы, как литературная крика. Возможно, для кого-то она станет учебным подспорьем, поможет разобраться в тонкостях мастерства написания грамотных критических статей, подвигнет на создание работ критического жанра для различных периодических изданий. Хотелось бы верить в это, как хочется верить в и то, что литературная критическая мысль не канула в Лету. Не умерла, оставив в память о себе лишь жалкие скелетики Белинского и Добролюбова, вбитых нам в головы в школьные годы. Как хочется верить, что наступит время, когда интересные критические работы станут не частностью, а закономерностью. А критику писать будут профессионалы, а люди со стороны, выплескивающие на читателя свое веское ничем не обоснованное мнение. Мнение, которое чаще всего сводится к субъективной оценке типа: "Книжка Джоанны Роулинг - говно, я лучше могу написать" или "Валентинов - наше все. Гениально пишет, а кто не согласен, тот дурак".
1. Эйхенбаум Борис Михайлович (1886-1959) - Сценарист. Литературовед, доктор филологических наук. Автор исследований творчества Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого, главный редактор ряда изданий русских классиков.
2. Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938?) - Русский литератор. Поэзию Осипа Мандельштама относят к "серебряному веку"
3. Бугров Виталий Иванович (1935-1994) - Критик, библиограф, историк фантастической литературы, редактор, журналист
4. Халымбаджа Игорь Георгиевич (1933-1999) - Библиограф, историк литературы, прозаик.
5. Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) - Русский литературный критик.
(c) Надежда Агеева
Вернуться в раздел "Статьи"
Сайт управляется системой uCoz
|