II-я армия защитников Земли (отзыв)
Во-первых, почему вне конкурса. Формальная сторона, я думаю, будет понятна без объяснений - согласно правилам конкурса минимальный объём рассказа должен быть не менее 10 000 знаков, а в рассказе нет и восьми тысяч.
Но зачем вообще нужно ограничение, казалось бы? Знай, пиши себе, сколько влезет, а гениальное произведение всё равно пробьётся - пять в нём тысяч знаков или сто двадцать пять тысяч.
Как любил говаривать один мой преподаватель: так-то оно так, но не очень, чтобы очень. Проведём аналогию с боевыми искусствами: есть бойцы лёгкого веса, а есть тяжеловесы. Есть немалая вероятность, что классный мастер в лёгком весе «забьёт» тяжеловеса, но при состязаниях с большим количеством участников, мастера-легковесы просто потеряются среди здоровяков, которые будут привлекать зрителя не столько эффективностью техники, сколько эффектностью.
Увы, но в основном это так, и наблюдения за разного объёма текстами на различных «безграничных» конкурсах данную тенденцию только подтверждают.
А теперь, собственно, к барьеру.
Форма
Во-первых, хочу отметить большие абзацы. Многие из них можно было бы разбить на части без ущерба для произведения. Ради примера посмотрите на выше- и нижерасположенный текст и сравните мои абзацы со своими. Какие лучше воспринимаются?
По авторскому стилю ничего сказать не могу, ибо избранная манера изложения и краткость текста оставляет немного пространства для самовыражения. Отмечу некоторую излишнюю пафосность в описании первой картины и штампованность в описании второй. Конечно, эльфы и орки располагают к штампам, но это лишний повод искать оригинальный подход к ним.
По орфографии, пунктуации и грамматике мелочных замечаний делать не буду (хотя несколько ошибок есть), единственно остановлюсь на парочке огрехов, больше стилистических, нежели грамматических.
«Уже через несколько минут можно различить игрушечные фигурки существ с зеленой кожей»
«Игрушечные» это одно, а «как игрушечные» немного другое. Понятно, что Вы хотели сказать, но всё равно фраза выглядит двусмысленно.
«…накладывает стрелу. Они уже в лесу! Отступать?! Нельзя! Огонь!»
«Огонь» из лука стрелой? :)
«Стоящий на коленях человек … Прямо перед ним худощавое существо…»
«Прямо» можно убрать - лишнее слово. Просто «перед ним худощавое существо» или «в шаге от него худощавое существо».
«Прицел плечного орудия?»
«Плечевого» или «наплечного».
Содержание
Тема воплощена на «хорошо». Кратко, но отчётливо показан дух защитников Отечества, сознательно идущих на смерть, точнее, я бы даже сказал, на подвиг, который с большой вероятностью может привести к смерти.
Почему не на «отлично»? У персонажей рассказа нет выхода - фактически автор поставил их в такую ситуацию, где любой выход кроме совершения героического поступка обречён на провал. В том числе провал рассказа, как художественного произведения.
В качестве аналогии возьмём рассказ «Далёкая, далёкая страна» с этого же конкурса. Там у ГГ есть выбор - он может уйти, а может остаться. От его ухода до боя рассказ бы не развалился, равно как не развалился бы он от того, что ГГ решил вообще никуда не уходить. Возможно, следовало бы поменять концовку, но рассказ всё равно остался бы цельным.
Идея довольно оригинальна, но вот её воплощение, на мой взгляд, подкачало. Во-первых, неясно, почему именно Вторая армия защитников Земли. То ли это порядковый номер, то ли ещё что-то. Неясно.
Во-вторых, ИМХО, не слишком удачно показано разглядывание картин с додумыванием историй. Нет чёткого перехода от, собственно, картины нарисованной к картине нафантазированной.
Можно было воплотить иначе. Например, полуразрушенный музей, где главгерой находит галерею картин - обычных или с эффектом присутствия. Соответственно, ГГ либо смотрит на картину и додумывает развитие событий (сначала смотрит, а потом додумывает, а не всё вместе), либо с эффектом присутствия видит небольшой фильм. Как вариант, картины в музее с таким эффектом, что изображение на них зависит от мыслей рассматривающего.
Мир не расписан почти никак. Взять только первую картину: время - Вторая мировая, а чья это армия на поле и чьи самолёты её атакуют? Пулемёты «Максим» были не только в советских войсках, к тому же есть понятие трофейного оружия.
Персонажи не вполне адекватны. Про пафосность я уже упоминал, но теперь остановлюсь подробней. Вот фрагмент:
«Он закрывает товарищу глаза, и я словно наяву слышу: «Спи спокойно. Ты храбро сражался. Мать будет гордиться тобой»
Ну не будет молоденький солдат, переживший первый (возможно) в жизни бой и потерявший всех друзей, говорить такие возвышенные слова. Они более уместны в «Боевом листке», описывающем подвиг коммуниста и комсомольца, да и то грамотный редактор их не пропустит.
Вот для примера фрагмент «из Кошкина». Это не рассказ, а нечто вроде краткого сюжета фильма, поэтому на стилистику и ошибки не обращайте внимания, постарайтесь уловить настрой.
«Технарь, теперь пулеметчик "максима", получает вторым номером казаха и начинает его гонять. Казах молча и деловито заправляет ленту, разбирает пулемет на щиток, тело и станок, пыхтя собирает обратно. Технарь доволен.
...
В рощице технарь и казах оборудуют позицию для пулемета. Казах все время молчит. Технарь пытается его разгвоорить, спрашивает, женат ли мол, но тот не отвечает.
...
На рощицу, где засели технарь с казахом, обрушивается град мин, мельком показывают позиции немецких минометчиков, деловито опускающих в стволы мину за миной. Мина разрывается рядом с окопом, затем другая, технарь высоывавается для того, чтобы стащить пулемет в окоп и осколок попадает ему в бок. Обстрел прекращается, немцы обходят рощицу с другой стороны. Комбат кричит по телефону перекинуть на угрожаемое направление последний резерв - взвод солдат и две полковушки. Солдаты бегут вдоль позиций, по просматриваемому голому леску, по тому же леску по просеке скачут две конные упряжки.
Технарь хрипя приказывает казаху помочь ему вытащить пулемет. Казах в первый раз говорит в кадре и с акцентом отвечает, что технаря надо перевязать. Технарь отвечает, что некогда. Оба выталкивают пулемет из окопа и тянут его на другой край рощицы, в следах в грязи собирается вода, кое где красная. Оба скатываются в воронку, немцы уже в каких-то трехстах метрах, казах и технарь устанавливают пулемет, камера от технаря - у него начинает мутиться в глазах. Немцы в двухстах метрах, максим открвает огонь, бледное лицо технаря, губа закушена. Он борется с забытьем, прижимая немцев к земле. Казах подает ленту, когда он смотрит на товарища в его глазах страх. Немцы залегают, открывают огонь по рощице, снова падают мины. Казаха ранит в руку, кожух пулемета рвет осколком, из пробоины хлещет пар. Вторая лента расстреляна, казах одной рукой заправляет третью. У технаря в глазах все мутно, он уже просто садит в сторону противника. На опушку леса вылетают упряжки, артиллеристы разворачивают пушки. Технарь выпускает последню очередь, падает лицом в землю, последние пули уходят в небо. Немцы поднимаются и среди них начинают рваться снаряды полковушек, артиллеристы работают с бешеной скоростью. Взвод тяжело дыша выбегает из леса, занимает искореженные траншеи. Немцы откатываются, вяло обстреливают позиции, потом прекращается обстрел. Старшина, которого поят из флжки, заикаясь рычит, что нужно посмотреть, что с ребятами. его поднимают под руги, он бежит на заплетающихся ногах. Первый окоп пуст, с другого края рощи доносится чей-то голос. они бегут туда. На краю воронки стоит искореженный максим, рядом разбросаны пустые ленты, дно воронки в гильзах. ногами в красную воду на спине лежит технарь, глаза открыты, мертвые. Рядом раскачивается на коленях казах, он перетянул руку поверх ватника и говорит, обращаясь к технарю, что его отца зовут так-то, а мать так-то, что у него трое братьев, рассказывает о своей семье, своем роде. Солдаты молча снимают шапки, старшина падает на колени и страшно ревет-плачет» (отсюда: http://kris-reid.livejournal.com/129368.html)
Понимаете о чём я? Не пафос газетных строк, а дрожь струны, идущей через сердце.
Тем не менее, впечатление от рассказа выше среднего. Исключительно за счёт 3-й картины и общей нити, связывающей сюжет («Отступать? Нельзя! Огонь!»). Подкачало в первую очередь воплощение идеи, слабое описание мира и персонажей. Во вторую очередь - излишняя пафосность и стилистика не на высоте.
Вообще, самым удачным мне показалось описание третьей картины - про вампиров. Тут и достаточно незатасканная идея - созданного Оружия, более интересный мир, персонажи гораздо увлекательнее, да и стилистика лучше, чем в 1-й и 2-й картине. Так что рекомендую вычленить и развить идею этой картины в нечто большее.
(с)Тень, 2005-2006
|